Об изменениях Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»
Федеральным законом от 27.11.2017 № 355-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Закон), предусматривающие совершенствование рассмотрения обращений граждан и уточняющие обязательные требования к форме и срокам обращения граждан в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам, а также к порядку рассмотрения таких обращений.
Изменения коснулись порядка обращений граждан в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам в электронной форме.
Так, если ранее в Законе содержалась норма, позволяющая гражданину выбрать, в какой форме он хочет получить ответ в случае электронного обращения в орган власти, то в настоящее время гражданин обязан указать адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ или уведомление о переадресации обращения. Возможность получения ответа на обращение на бумажном носителе Законом исключена.
Изменена формулировка «Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме» на более короткую — «Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме».
Изменения коснулись формы направления ответ на обращение заявителю. Если ранее Закон предусматривал дачу письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, определенных законом, то, согласно внесенных изменений, ответы на обращения направляются в той же форме, что и сами обращения, т.е. на обращение в письменной форме будет направлен ответ также в письменной форме, на обращение, поступившее в форме электронного документа, ответ направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты.
Согласно внесенным изменения, в случае, если обращение содержит предложение, заявление или жалобу, которые затрагивают интересы неопределенного круга лиц (в частности, если обжалуется судебное решение, вынесенное в отношении неопределенного круга лиц), ответ может быть размещен на официальном сайте получателя обращения (государственного органа или органа местного самоуправления).
Статья 11 Закона дополнена нормой, согласно которой ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, в случае, если текст письменного обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы. Об указанном решении в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение.
Помимо прочего, Закон дополнен нормой, в соответствии с которой при поступлении в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменного обращения, содержащего вопрос, ответ на который размещен на официальном сайте данных государственного органа или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», гражданину, направившему обращение, в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается электронный адрес официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором размещен ответ на вопрос, поставленный в обращении.