Телефон/факс приемной:
8 (40157) 2-12-65
» Железнодорожный

Железнодорожный

27 ноябрь 2019, Среда
14
0

Железнодоро́жный (до 1946 года Гердауэн, нем. Gerdauen) — поселок в составе МО «Правдинский городской округ» Калининградской области.Расположен на реке Стоговка (бассейн р.Преголи), у границы с Польшей, в 80 км к юго-востоку от Калининграда и в 22 километрах от города Правдинска.

Территория в районе будущего Гердауена была заселена в 9-12 вв. и принадлежала прусскому племенному союзу Барта. В этой местности находилась крепость прусского вождя Гирдава, называвшаяся его именем. После вторжения Тевтонского ордена на земли Барта их вождь перешел на сторону Ордена. Во время Великого прусского восстания, начавшегося в 1260 г крепость была сожжена пруссами. Чтобы не сдавать крепость противнику, Гирдав сам поджег ее, после чего бежал в Кенигсберг.

Каменный замок Гердауэн был заложен в 1315 году комтуром Иоханнесом фон Виннунгеном. Руководил строительством комтур Кенигсберга Генрих фон Изенбер, замок был освящен в день Святых Петра и Павла в 1325 году. В 1347 году к стенам Гердауэна подошло войско великого князя литовского Ольгерда, но, разграбив окрестные деревни, штурмовать замок не стали. На холме, юго-западнее орденского замка, образовалось поселение, которому великим магистром Конрадом фон Юнтингеном 21 сентября 1398 г. было даровано городское право. В соответствии с кульмским правом за городом закреплялся земельный участок в 120 гуфов, что равно 2043, 6 га.

Название города, как и замка, происходило от имени прусского вождя Гирдава, которое в 16 в. видоизменилось на Гирдавен, а в 19 в. стало звучать как Гердауен.

Реку Омет, отделявшую замок от города, перекрыли плотиной, в результате чего появилось озеро Банктинзее, которое окружало город с трех сторон.

Летопись

В 1404 г. в городе насчитывалось 60 дворов. 

В 1406 г. построена городская стена. Позднее в северо-восточном углу городской стены пристроили кирху.

В 1409 г. в Гердауене открылась школа.

В 1428 г. в Гердауен из Норденбурга переселились монахи-доминиканцы, которые в южной части города построили монастырь.

В 1455 г. в период Тринадцатилетней войны, Гердауен временно захватили войска Прусского союза и Польши. Орденский замок был частично разрушен.

В 1469 г. Тевтонский орден в качестве оплаты передал предводителю орденских наемников рыцарю Георгу фон Шлибен и его братьям замок и город Гердауен.

В 1525 г. после секуляризации Ордена и провозглашения лютеранства официальной религией Прусского герцогства доминиканский монастырь в Гердауене был упразднен.

В начале 18 в. король Фридрих 1 разрешил проводить в Гердауене ярмарки.

В 1809 г. город получил освобождение от ленной зависимости Шлибенов, а в 1818 г. стал центром одноименного района.

В 1871 г. железная дорога связала Гердауен с Ротфлисом, в следующем году – с Алленштайном, в 1898 г. железнодорожное сообщение протянулось до Норденбурга, а в 1901 г. до Лёвенхагена.

В период Первой мировой войны в результате боевых действий 9 сентября 1914 г. в Гердауене было разрушено 75 жилых домов и столько же служебных зданий. Восстановление города осуществлялось с помощью жителей Вильменсдорфа и Будапешта и было завершено в 1921 г.

В 1931 г. в городскую общину входило 20 пригородных населенных пунктов. Во владении города было 5017, 3 га. Население составляло около 5 тысяч человек.

27 января 1945 г., во время Второй мировой войны, город был взят войсками 28-й Армии 3-го Белорусского фронта.

Указом Президиума Верховного совета РСФСР от 17 июня 1947 г. Гердауен был переименован в рабочий поселок Железнодорожный, который вошел в состав Правдинского района. С июля 1947 г. по декабрь 1962 г. Железнодорожный являлся центром Железнодорожного района, а с 1963 г. поселок вновь вошел в состав Правдинского района.